Курс Валюты

Погода за окном

Погода Талдыкорган информер

Свежий номер

1

Последнии комментарии...

  • Как найти бабушку? очень нужно! Подробнее...
    Автор: Лена
  • Писатель участвовал под N 16 на конкурсе Астана Та... Подробнее...
    Автор: серикали
  • Тунгушбай Торегельдиев, ветеран казахской журналис... Подробнее...
    Автор: Тунгушбай
  • Это человек с большой буквы, который не живет слух... Подробнее...
    Автор: Тунгушбай
  • А уважает ли Тасмагамбетов вообще культуру, литера... Подробнее...
    Автор: Михаил

Наш баннер

Добавьте наш баннер на свой сайт.

сайт газеты Диалог Талдыкорган



mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня46
mod_vvisit_counterВчера136
mod_vvisit_counterна этой недели617
mod_vvisit_counterна прошлой недели733
mod_vvisit_counterв этом месяце1483
mod_vvisit_counterв прошлом месяце3502
mod_vvisit_counterВсе24741

Online: 2
Ваш IP: 217.23.131.164
MSIE 6.1;, WINDOWS
сегодня: 2012-09-13 09:37

Звучащая икона

Печать PDF

Если икона - это молитва в красках,

храм - молитва в камне,

то колокол - это молитва в звуке,

икона звучащая.

Колокола  - это важнейшая часть православного храма.

Колокольный церковный звон издревле употребляется для того, чтобы созывать верующих к богослужению; выражать торжество Церкви и ее богослужений; возвещать тем, кто не присутствует в храме, о времени совершения особенно важных частей Богослужения.

Обычай использовать для призыва на бого-
служение изделия, издающие громкий звук, вошел в практику очень давно. Существовал он, например, уже в Древнем Египте. При Иерусалимском храме, по откровению Божию, за богослужением также использовались серебряные трубы. Обычай созыва общины на молитву особыми громкими сигналами перешел потом и в христианство.

Со времени Крещения Руси (X–XI вв.), в соответствии с уставом богослужения, перенятым из православной Византии, колокольный звон использовался для возвещения о начале, кульминациях и окончании 1273569112_pravoslavie.-blagoslovenie-na-dolgij-trud_626x480совершаемого в храме служения.  В этом состояла его основная, сигнальная функция. Устав использования колоколов, за прошедшие 10 веков христианства на Руси развился, но не изменился принципиально, как и само богослужение. Начиная с конца XV-го века, размеры больших колоколов, их количество - быстро растут. С конца
XVI-го века некоторые виды звона уже носят выразительные художественные черты. В XVII-ом, золотом веке русских колоколов, появляются шедевры колокольного литья и шедевры звонарского искусства. Отливается много сверхтяжелых колоколов.  В это же время меняется способ звона в них, — из-за огромных размеров теперь языками ударяют о стенку колокола. Рождается палитра совершенно оригинальных русских трезвонов, разнообразных по ритмике, структуре. Позднее, в XVIII–XIX вв., несмотря на противоречивые явления в русском обществе, постепенно улучшаются качество литья колоколов и техника звонов, совершенствуются система подвески и управления колоколами, появляются имена талантливых звонарей. Производятся первые попытки переложить на ноты и разобрать наиболее талантливые и оригинальные звоны. Начало
XX века – пик в технике литья русских колоколов. В эти годы, в Российской империи 20 заводов ежегодно отливали 1600–2000 тонн церков-
ных колоколов. Так, постепенно, из сигнала звон в России перерождался в художественное явление.

Литье колоколов и звон– это не только часть православного богослужения, историческая традиция, способ передачи информации или даже духовный символ. Это также один из видов церковного искусства.

Говоря о звоне - как об искусстве, из всех его видов необходимо выделить самый художественный и свободный по форме – трезвон, упорядоченные удары во все или в многие колокола. Этот наиболее сложный, праздничный вид звона является прекрасным «холстом» для творчества русских звонарей.   Голоса в трезвоне, так же, как и в хоре, делятся на партии, каждая из которых имеет свою функцию. Большие, басовые, ударяются реже других, они определяют темп звона, являются его фундаментом. Средние – альты и тенора накладываются более частым рисунком и ведут мелодико-интонационную партию, малые же исполняют самый сложный ритмический рисунок и производят потрясающее впечатление на слушателя. При этом сама музыкальная форма трезвона могла быть сложной, состоящей из нескольких частей.

Талантливыми исполнителями становились даже малограмотные люди низших сословий. Это одна из причин, из-за которой многие шедевры колокольных звонов не дожили до наших дней: необученные грамоте гении не смогли оставить после себя письменное наследие.

Различный, по характеру, звон информировал о степени значимости того или иного богослужения, его особенностях, звал в храм к установленному времени, отмечал важные моменты службы, провожал из церкви умиротворенного христианина, возвещал о торжестве того или иного праздника, сообщал не присутствующим в храме о происходящем в нем, напоминал всем о Боге и о духовном мире.

Не случайно язычники говорили о колокольном звоне: «Это голос христианского Бога слышен!». Русский православный человек соединил с колокольным звоном все свои торжественные и печальные события. Поэтому православный колокольный звон служит не только указанием времени богослужения, но и выражением радости, грусти, торжества. Отсюда и появились различные виды звона, а каждый вид звона имеет свои - название и значение.

По словам известного русского богослова Павла Флоренского, для взора верующего сердца иконы — это «видимые изображения тайных и сверхъестественных зрелищ». Русский колокол также является своеобразной иконой. Иконой гласа Божия. Это становится ясно при слушании - созерцании звука больших русских колоколов.  Звук колокола должен быть ясен, громок, благозвучен, гармоничен, низок, объемен и продолжителен. «В храмы призывает Бог: нужно, чтобы и призыв напоминал Бога и звуки зова трогали бы сердце» .Настоящего звонаря отличает именно любовь рассматривать и созерцать эти звучащие лики старых колоколов, несущих в себе ментальность его предков. Лишь привыкнув понимать звуки колоколов, творец звона учится соединять их в едином хоре, поскольку из необычных колокольных голосов невозможно составить просто мелодию, их необходимо объединить в хор. Талантливые звонари хорошо ориентируются в хоре этих голосов, профессионально владеют им. Отсюда становится ясным отношение звонаря к своей деятельности и понятным направление развития искусства колокольного звона.

Леда Зайцева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить