Курс Валюты

Погода за окном

Погода Талдыкорган информер

Свежий номер

1

Последнии комментарии...

  • Как найти бабушку? очень нужно! Подробнее...
    Автор: Лена
  • Писатель участвовал под N 16 на конкурсе Астана Та... Подробнее...
    Автор: серикали
  • Тунгушбай Торегельдиев, ветеран казахской журналис... Подробнее...
    Автор: Тунгушбай
  • Это человек с большой буквы, который не живет слух... Подробнее...
    Автор: Тунгушбай
  • А уважает ли Тасмагамбетов вообще культуру, литера... Подробнее...
    Автор: Михаил

Наш баннер

Добавьте наш баннер на свой сайт.

сайт газеты Диалог Талдыкорган



mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня47
mod_vvisit_counterВчера136
mod_vvisit_counterна этой недели618
mod_vvisit_counterна прошлой недели733
mod_vvisit_counterв этом месяце1484
mod_vvisit_counterв прошлом месяце3502
mod_vvisit_counterВсе24742

Online: 2
Ваш IP: 217.23.131.164
MSIE 6.1;, WINDOWS
сегодня: 2012-09-13 09:40

Западня, или О духовной сухости

Печать PDF

Как все вы знаете, с нами часто происходит следующее: когда человек начинает ходить в церковь, в первое время он переживает состояние Божественной благодати, которая дается ему даром. В этот период человек испытывает божественную радость; он чувствует, как играет его сердце, движимое любовью к Богу; он с легкостью собирает свой ум; страсти в нем отступают, укрощаются; божественное просвещение осеняет его душу...

Однако приходит час, в который происходит некое изменение: вместо всего перечисленного мы вдруг ощущаем себя покинутыми, чувствуем в душе тьму, мрак, чувствуем, что Бог нас оставил или что мы оставили Его, вновь ощущаем гнет страстей, смешение помыслов. Мы больше не хотим молиться, наше существо противится молитве, через силу мы убеждаем себя пойти в церковь и т.д.

Как говорил приснопамятный старец Паисий, Бог похож на хорошего земледельца, который посадил маленькое a132615bb20dдеревце и поливает его каждый день, поскольку деревцу необходимо достаточное количество влаги для того, чтобы пустить корни, прижиться и расти. Но постепенно земледелец начинает поливать его реже: сначала через день, потом  через два дня, через три, через четыре, через неделю, раз в две недели, раз в месяц.

Так он поступает с целью: помочь дереву пустить корни глубоко в почву, чтобы оно получало настоящую влагу прямо из земли. Ведь если оно будет расти на самой поверхности, то, когда придут ветры, ливни и непогода, оно не сможет устоять, будет вырвано с корнем и упадет.

Поэтому человек - по промыслу Божию, проходит это обучительное оставление Богом (оставление лишь кажущееся), педагогическая цель которого: чтобы человек глубоко «пустил корни» и устоял.

По этой причине, наша душа часто пересекает пустыню, переживает период сухости. Как, во время засухи, всё вокруг бывает иссохшим - нигде нет ни капли воды,  тяжелый период для природы,  так происходит и с душой человека!

Пророк Давид в одном из псалмов говорит, что враги спрашивали его: «Где есть Бог твой?» (Пс. 41. 4, 11). Человек спрашивает себя: «Где есть Бог мой? Разве Бог не видит, как я страдаю, как я Его ищу, как разыскиваю, что я — сплошная пустыня?» Бог, как внешне кажется, молчит и оставляет человека одного.

В действительности, это не так! Это просто субъективное переживание самого человека.

В этот период требуется большая вера. Человек должен устоять, сказав себе: «Ради любви Божией я пребуду на своем месте». Он не должен отступать и обращаться вспять: «Ну ладно, раз я делаю и не вижу никакого результата, то остановлюсь и больше ничего делать не буду. Ведь Бог мне не отвечает! Ведь Он - не откликается! Ведь я столько уже подвизался, но ничего от Него не получил. Брошу я всё это».

Когда мы переживаем период сухости, мы переживаем самый лучший период нашей жизни, потому что в это время человек закладывает правильный фундамент. Это время смиряет человека, уничижает его душу даже до смерти, и его душа сходит до ада. И тогда человек видит, что его дела - ничто, и сам он - ничто, ноль. Но он не должен от этой34310.p уничиженности впадать в безнадежие, а должен держаться такого убеждения: единственное, что для меня осталось,  это вера и надежда на Бога!

Господь - хороший педагог. Как учитель - когда видит, что ребенок имеет желание учиться, но он несколько ленив и наивен, то начинает подталкивать его к занятиям, заставляет читать больше, задает ему больше уроков, иногда даже устрашает его тем, что такой-то учится лучше. Учитель видит, как продвигается его ученик, он знает его возможности, и потому, если оставит его без внимания, то, по сути, причинит ему вред. Учитель подталкивает его к тому, чтобы он приобретал еще большие знания.

Так поступает и Бог, Который видит душу человека, видит, что у нас возникает иногда благое стремление и желание, но мы не имеем сил или произволения, не хотим делать большего, лень и другое подобное нас парализуют. И Бог своими «педагогическими приемами»: сухостью, испытаниями, скорбями, искушениями, помыслами устраивает так, что человек находится в постоянном духовном бодрствовании и движется вперед.

Знаете, иногда мне приходится слышать следующие вещи: «До того, как я начал регулярно ходить в церковь, я чувствовал себя гораздо лучше. У меня не было помыслов, я никого не осуждал, всё у меня было в порядке, всё мне было понятно, а теперь я не понимаю ничего».

Бесспорно, что человек, перенося всё это, испытывает душевные страдания. Но если ему удается преодолеть препятствия со стороны своих желаний, образов и фантазий о самом себе и смириться перед Богом, тогда он находит ключ к отдохновению. Ключ этот - молитва со слезами.

Слезная молитва приносит успокоение человеку, имеющему глубокое смирение. Я говорю не о слезах, соединенных с жалобами и недовольством, когда человек начинает судиться и говорить «почему», например: «Почему, Боже мой, Ты меня оставил? Почему Ты мне не помогаешь? Зачем Ты меня оставил одного, и я теперь грешу? Почему я дошел до такого скверного состояния?» Рождается много этих «почему». Но если человек всё это презрит, закроет на это глаза, падет ниц пред Богом, со слезами раскроет перед Ним свое сердце и изольет всю свою боль в молитве, тогда он находит большое утешение.

Будем уверены в том, что Бог не презрит нашей молитвы! Он не презрит нашего стенания, нашего испытания. В этот период сухости в человеке происходит подлинная внутренняя духовная работа.

Если человек не переживает состояния сухости, если не проходит испытаний, значит, Бог еще не начинал Своей работы с ним. Значит, всё совершаемое человеком - еще незрелое и сырое, он еще не вошел в печь, чтобы испечься.

В стихе псалма пророк Давид говорит: «Воздрема душа моя от уныния...» Одна из самых страшных стрел искусителя против нас, против нашей души - это уныние.

Уныние парализует дух, и человек не хочет ничего. Всё ему кажется неприятным. Как больной, который теряет аппетит и не хочет есть: ему приносят рисовую кашу на молоке - «не хочу», приносят рыбу - «не хочу», приносятnb551133 самую лучшую еду - «не хочу». Всё ему кажется горьким, плохим, отвратительным. Он ничего не хочет, у него нет аппетита. Если ты и дашь ему что-то, то он съест это только через силу.

Подобное бывает и с душой человека - от уныния! Оно производит в человеке то, о чем говорит пророк: дремание. Когда ты дремлешь, ты садишься в кресло, тебя охватывает сонное оцепенение, ты растягиваешься и предаешься этой дремоте.

Таково уныние - стрела, которая в тебя попадает, и ты впадаешь в оцепенение всем своим существом: и духовно, и телесно. Ведь наше тело не может устоять: оно начинает болеть, как-то реагировать. Дремание от уныния - одно из самых сильных орудий, которое диавол обращает на человека, духовно подвизающегося в молитве, поучении, любви Божией.

Откуда возникает уныние? Одна из главных причин - это житейские попечения. Они всех нас охватывают, борют, окрадывают, а мы того и не понимаем. Искуситель без конца подбрасывает нам заботы, заботы, заботы... Чтобы мы не могли остановиться! От них человек устает телесно и душевно и не имеет потом аппетита к духовной деятельности.

Он и не может его иметь. Если к вечеру ты уже в разбитом состоянии, что тогда ты сможешь сделать? И так - день за днем, день за днем. В конце концов, эта усталость отнимает у человека время и расположение к тому, чтобы хоть немного взглянуть на себя.

Да, конечно, у всех нас есть определенные обязанности, но не будем сами прибавлять к ним еще что-то сверх, что отнимет наше время и похитит последние оставшиеся силы! Умеренность и простота в жизни христианина - вот главное основание для того, чтобы иметь большую легкость в нашем общении с Богом.

И ответ сегодня тому потребительскому обществу, в котором мы живем, состоит в том, что таков обычай Церкви: Церковь пользуется миром, но не мир пользуется Церковью! Ты  - господин вещей, а не раб их. Ты - владелец своего времени и своих вещей, а не раб тех дел, которые в действительности тебя разрывают и не оставляют тебе возможности заняться тем, чем ты должен заниматься.

С этой дремотой уныния нужно бороться. Об этом пророк Давид говорит далее: «...утверди мя в словесех Твоих.» То есть, «утверди меня в вере». Ведь когда колеблется вера, тогда человек уже не сопротивляется греховному предложению.

«Утверди мя в словесех Твоих» - означает также: «Господи, покажи нам необходимость иметь в себе словеса Божии». Подобно тому, как в нашем доме есть кладовая для продуктов и, когда наступают трудные времена, мы - можем жить на запасы из этой кладовой.

Молитва, поучение в слове Божием, в творениях святых отцов - это вклад духовных ценностей, который мы имеем в себе, чтобы во время трудностей питаться из него.

Есть день, и есть ночь: 12 часов ночи и 12 часов дня. Еще не было случая, чтобы ночь не прошла! (За исключением нашей последней ночи.) Но, если это всё же не последняя наша ночь, то день наступит обязательно! Смена времени суток произойдет. То же - и в духовной жизни. Ночь пройдет и взойдет солнце. Пройдет испытание, и после него мы увидим сладкие плоды.

Какие фрукты становятся сладкими? Те, которые выросли на «безводье». Самые сладкие арбузы и дыни - «безводные», которые не наполнены водой, как прочие. Они сладки и ароматны, потому что выросли в трудных условиях. То же самое - и с человеком.

Он вкусит обильные, прекрасные и сладкие плоды, когда достойно минует время искушения.

митрополит Афанасий Лимассольский

(Публикуется с сокращениями)

Митрополит Афанасий Лимассольский

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить