Курс Валюты

Погода за окном

Погода Талдыкорган информер

Свежий номер

1

Последнии комментарии...

  • Как найти бабушку? очень нужно! Подробнее...
    Автор: Лена
  • Писатель участвовал под N 16 на конкурсе Астана Та... Подробнее...
    Автор: серикали
  • Тунгушбай Торегельдиев, ветеран казахской журналис... Подробнее...
    Автор: Тунгушбай
  • Это человек с большой буквы, который не живет слух... Подробнее...
    Автор: Тунгушбай
  • А уважает ли Тасмагамбетов вообще культуру, литера... Подробнее...
    Автор: Михаил

Наш баннер

Добавьте наш баннер на свой сайт.

сайт газеты Диалог Талдыкорган



mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня46
mod_vvisit_counterВчера136
mod_vvisit_counterна этой недели617
mod_vvisit_counterна прошлой недели733
mod_vvisit_counterв этом месяце1483
mod_vvisit_counterв прошлом месяце3502
mod_vvisit_counterВсе24741

Online: 2
Ваш IP: 217.23.131.164
MSIE 6.1;, WINDOWS
сегодня: 2012-09-13 09:34

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА - МУДРЕЦА

Печать PDF

«Народ, имеющий мудрецов, обладает неиссякаемым

духовным богатством, равным письменным источникам.…

Смерть неизбежна, но не умирают мудрое слово,

дело и имя хорошего человека.»

Бухар-жырау

Бухар-жырау Калкаманулы – поэт эпического жанра, крупнейший общественный деятель времен ханов Тауке, Болата, Абильмамбета и Абылая. Еще недавно это имя было едва не вычеркнуто из антологии

525919744Это имя подвергалось умолчанию, либо ему давали непростительную обобщенно-осуждающую характеристику в угоду идеологическим стереотипам, называя не иначе как «феодальным певцом, а конкретнее, придворным поэтом хана Абылая…»

Творческое наследие Бухар-жырау относительно недавно стало объектом изучения: некоторые сочинения поэта опубликованы в немногих сборниках, в том числе тридцать шесть толгау («раздумья»), по которым литературоведы и просто читатели могут судить о характере мировоззрения и социальной направленности убеждений одного из прославленных представителей  сложной эпохи XVII-XVIII вв..

Так что же представлял собой выдающийся акын-импровизатор?

Родился Бухар-жырау в 1668 (по другим данным - в 1684 или даже 1693) г. и вырос в живописном местечке Суйхар-Ния, нынешнем Баянаульском районе Павлодарской области. Как установил главный исследователь его жизни и творчества, ученый-фольклорист, собиратель произведений жырау - Машхур Жусуп Копеев: Бухар происходил из рода аргын Среднего жуза, а его предки относились к знатным старшинам и родоначальникам. Отец Бухара - Калкаман являлся храбрым и мужественным батыром казахского тайпа аргын, рода – каржас.

С детства Бухар был глухонемым. Но однажды, семилетнего мальчика, в отсутствие родителей, уехавших на похороны, подхватил смерч. Захваченный неведомо откуда налетевшим ветром, мальчик запел, причем песня его лилась безостановочно. Когда ветер стих, глухонемой не только стал слышать, но и заговорил, прияем стихами.

Конечно, этот ранний период жизни поэта окрашен легендарным ореолом, но он убеждает в том, что и в повседневной жизни Бухар говорил поэтическим слогом.

buharjirauХранители преданий, связанные с именем  Бухара Калкаман-улы свидетельствуют, что казахские жырау являлись не просто поэтами, красноречивыми и остроязычными акынами- ораторами, но и носителями сакральных знаний. Они сообщают, что дар поэтической импровизации считался вещим. Сакральные знания, скрытые от глаз обычного человека, складывались еще с добиблейских времен и содержались в алхимии, астрологии, семиотике, нумерологии и т. д. Жырау были подвластны тайны мира минералов, смысл древних символов, они предсказывали грядущее по расположению звезд, толковали сновидения, объясняли природные явления, разъясняли приметы, одним словом, исполняли роль обыза (кудесника).

В казахской поэзии XVI – XVII вв. доминирующую роль играли именно жырау, ибо в кочевом обществе - красноречие считалось превыше всех искусств, а жырау, благодаря силе своего поэтического дара, оказывали определенное влияние на массы. Состоя на службе у властителей в качестве советников, они участвовали в походах, воспевали героев сражений, и их победы, оплакивали гибель батыров.

Основной формой устной исторической традиции в XVIII в. являются казахские толгау – наставительные песни-думы в стихах. Толгау изобилуют афоризмами, поучительными наставлениями и крылатыми словами.

«Бухар обладал большим поэтическим даром, о чем говорится в китайском источнике - как утверждает доктор философии Мукаш Бурабаев, - был советником и наставником правителя Абылая; будучи грамотным, участвовал в создании различных законоположений. Сохранились многие стихотворения и их записи». Он вместе с биями – Казбеком, Айтеке, Толе участвовал в составлении первого казахского правового норматива «Жетi-жарғы» («Семь уложений», или «Законы хана Тауке»), а также в решении государственных дел.

Становясь популярным певцом, Бухар при жизни заслужил имя «жырау», т.е. - певца-импровизатора, дающего мудрые советы. Как народный мудрец, он выступал убежденным сторонником справедливости, в поэтизированной форме проповедовал идеи добра, истины, воспевал красоту и могущество природы, а также её творений. Обращаясь к своим соплеменникам, он призывал их: «Воспевайте красоту природы», «Восхищайтесь Вселенной – творением всесильной природы».

Являясь представителем  виднейших исторических личностей времен Абылая, чьё творческое наследие сохранилось благодаря письменным шежире (шежіре - «летопись, родословная» (каз.)): «Старейшина Бухар-жырау из рода Каржас был сыном Калкаман - батыра. Знавшие его люди называли его «священное горло».

Здесь уместно привести свидетельство известного российского ученого, друга Ч. Валиханова - Григория Потанина.

В статье Г.Н.Потанина -  «В юрте последнего киргизского (казахского) царевича» есть такие строки: «Высокое понятие о поэтическом творчестве выразилось у казахов в легенде о происхождении песни. Легенда рассказывает, что некогда, именно в те отдаленные времена, когда люди еще не умели петь, песня (конечно, существо небесного происхождения) летала над землей и пела. Где она пролетала низко, люди хорошо расслышали её и переняли её песни. Где высоко, там плохо были слышны её песни, и народы, населяющие эти земли, остались немузыкальными. Над казахской степью песня пролетала ниже, чем над какой - либо другой страной, и поэтому казахи – лучшие певцы в мире».

Знаменитый сын казахского народа был очень образованным для своего времени человеком и творил на арабском языке. Из его поэтического наследия до наших дней дошло более тысячи строк. Благодаря устным преданиям, они были собраны и записаны в XIX – XX вв.
и сохранились в архивных фондах Алматы, Ташкента и Пекина, а возможно, наследие акына-мудреца рассыпано и по другим архивам в арабоязычных странах. Так что исследователи без хлеба не останутся!

Это Бухар-жырау продолжил традицию, связанную с правом жырау указывать правителям страны на их ошибки и заблуждения. Так, в своем обращении к хану Тауке Благословенному он говорил:

Не к месту сказано здесь будет:

«Во всех делах хан верно судит».

Смерть не минует никого.

В подлунном мире прав один Аллах.

Раскроет пусть Коран мулла!

Ораторское искусство высоко ценилось и почиталось среди кочевников-казахов. Бухар-жырау знал цену меткому слову, а потому утверждал:

Кочевья караван вести несложно –

Сама в пути вода вам попадется.

Отряд в набег вести несложно –

Добыча верная всегда найдется.

Один лишь тяжек труд под звездным сводом-

Трудно речь начать перед народом.

Будучи очевидцем сильного, свободного государства казахов при хане Аз-Тауке, Бухар–жырау с болью наблюдает, как всего лишь через полвека Казахское ханство начинает распадаться на отдельные части, которыми управляют чужие правители.

Никого из предшественников, ни из современников Бухар - жырау не называли «Комекей аулие» - «Святая гортань». Этого почетного имени был удостоен именно он - Бухар-жырау Калкаман-улы.

Время жизни Бухар-жырау совпало с наиболее важными военными вехами Казахского ханства, когда решался вопрос жизни или смерти в борьбе против джунгарских завоевателей.  Героический пафос Булантинского (1728) и ряда других сражений донесли до нас произведения Бухар-жырау, наряду с поэтическими преданиями Умбетай-жырау, Актамберды-жырау, акына Котеша и других. Имена батыров Богембая Акшаулы, Олжабая Алимулы, батыра Баяна, Жарылгапа и других - еще при их жизни стали легендарными.

Это благодаря  Бухар-жырау,  участнику главных событий в местности Итишпес  Алакуль (Анракай, 1730) , мы знаем  подробности  поединка двадцатилетнего Сабалака (детское прозвище Абылая) в рукопашной схватке  с ойратским  нойоном Шарышем. Победив своего грозного соперника, Абылай затмил тогда остальных выдающихся воинов своей храбростью и прославил себя навеки.

Советник и глашатай идей Абылай-хана - Бухар-жырау стал идеологическим советником хана в решении того или иного вопроса в конкретной обстановке. Его образ в казахском шежире - это образ справедливого прорицателя, активного поборника единения казахского народа, наконец, человека, воплощавшего в себе лучшие черты той далекой эпохи.

Достоверно известно, что Абылай-хан вызывал к себе перед крупным сражением Бухар-жырау и просил предсказать, по расположению луны и звезд, исход битвы. Предсказывалось будущее и по поведению животных. Так, по словам жырау, если желтый верблюд – самец подходил к знамени хана и, глядя в сторону, яростно бушевал, то ханскую рать ожидала удача. Если животное ложилось на землю у знамени, то стоило воздержаться от наступления.

Он становится наиболее влиятельной политической фигурой и главным советником  Абылая. Высоким  был общественно-политический престиж Бухар-жырау. Он повсюду сопутствовал Абылаю, побывал во всех сопредельных регионах, граничащих с казахскими жузами. Расцвету его творчества способствовало хорошее знание языков различных групп тюркских народов – кроме арабского, он знал персидский, ойратский (джунгарский) и китайский. Абылай ценил в жырау не только ораторское красноречие и хорошее знание «обычного права», но и дипломатические способности, почтительное уважение к нему казахского народа.

Он мудро и смело призывает Абылай-хана восстановить независимость всего Казахстана от Российской империи на северо-западе до Кокандского ханства на юге.

Рассматривая абстрактно-художественную направленность поэзии Бухар-жырау, следует отметить и содержащуюся в ней  правду  жизни, а также реалии тогдашнего положения Казахского ханства. Он видел хана Абылая и его батыров как обыкновенных людей, критиковал за тщеславие, чрезмерное стремление к славе, за упущения…

Послушаем, что по этому поводу говорил (писал) Чокан Валиханов: «…однажды Аблай решил направить войско на разграбление аула одного бия за какой-то относительно незначительный поступок. Хан был на этот раз так недоступен, что никто не решался вымолвить словечко в пользу виновного, тогда по просьбе народа Бухар-певец решился и затрубил так: «О, Аблай, Аблай! Подобно яркой звезде возносится и соперничает с горами твоя слава, потушите гнев! Если потушите гнев, то виновный сам придет с поклоном и подарками». После этих слов хан вынужден был отступить».

Есть ли отличие Бухар-жырау от других его коллег? Весьма большое и особенное. В отличие от многих жырау предшествующих веков – Доспамбета, и жырау – современников Ахматберды, Маргаска, Жиенбета, Шалкииза, Умбитая, Татикара-акына, Котеш-акына и Шал-акына, наш герой проявляет глубокое знание священной книги мусульман – Корана, зачастую в своих произведениях обращается к героям исламской мифологии.

Он твердо верит и прямо говорит о том, что искренне верующий в Аллаха человек будет вознагражден за свою веру.

Бухар Калкаман-улы видит в своем творчестве и служение Всевышнему:

«Аллах!» - промолвит пусть язык.

Пусть говорят и мальчик, и старик.

О вере истинной, спасающей от мук,

О том, как истинный Коран велик!

Великий провидец Бухар-жырау пережил Абылай-хана. Чокан Валиханов в своих исследованиях приводит, в качестве примера жанра жоктау - прощания - один из толгау Бухар-жырау, который назван «Песня Бухар-жырау по умершему Абылаю».

Одной из стержневых тем поэзии Бухар-жырау оставалась тема любви к Родине, патриотизм, прославление героев освободительной борьбы – батыров. В песнях «Желание», «Ой, Абылай», «Смерть высокой горы» и ряде других, в поэтической форме изложены мысли о человеческой жизни и морали.

Несмотря на долгие годы забвения, выдающийся акын-импровизатор, государственный деятель и дипломат, воин и приближенный, советник и наставник правящего властителя - возвращен народу своими творческими замыслами, творениями поэтического слова.   Труды народного мудреца только-только начали глубоко изучать, их невозможно всесторонне оценить, ибо многое, как мы говорили выше,  распылено по архивным фондам, а то, что мы сейчас имеем, всего лишь крупицы сочинений поэта, но какие!.. Даже судя по тем 36  толгау,  обнаруженным историком Мухтарханом Оразбайулы в архиве Пекина и впервые опубликованным литературоведом А.Сейдимбековым в газете «Ана тiлi» в 1990 г., мы имеем  счастье прикоснуться  к «осколочку» литературного наследия замечательного человека, феноменального жырау, которому отдавали дань уважения и почитания такие авторитеты, как Ч. Ч. Валиханов,  Г. Н. Потанин и наш современник М. Ж. Копеев.

Он умер в 1781 г. в возрасте 113-летнего патриарха. Прах знаменитого жырау, крупнейшего деятеля времен ханов Тауке, Болата, Абильмамбета и Абылая покоится в Баян-Ауле у подножья горы Далба. Машхур Жусуп Копеев нашел могилу жырау, первым установил знак над надгробием. А в 1993 г. на месте захоронения был возведен мавзолей, автором которого стал архитектор А. Сауменов.

В Караганде и Павлодарской области ныне установлены памятники Бухар-жырау, почта Казахстана в 1993г. выпустила мемориальную марку, а во многих населенных пунктах Независимого Казахстана появились улицы, носящие имя Бухар-жырау КАЛКАМАНУЛЫ.

Андрей Березин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить