Человек, Писатель, Гений

Печать

«Бальзак не только один из лучших романистов XIX века..

Он – и сегодня в этом сходятся почти все – величайший среди них.»

Андре Моруа,

французский писатель

 

На сегодняшний день, литературы о Бальзаке - пруд пруди, или целый  поездной состав с прицепом, не считая тех вагонов, в которых разместились издания его произведений. Вот так: ни больше – ни меньше!

После роковой даты - 18 августа 1850 г., прошло без малого  162 года, а в мире все пишут, исследуют, изучают жизнь и творчество этого гения. Появляются уникальные труды, которым  уготована участь занять достойное место в обширной бальзакиане. Во времена не столь отдаленные, сквозь так называемый «железный занавес», к нам просочились всего лишь два обширных и, наверное, самых лучших произведения о гениальном художнике, титане всемирной литературы, показавшем крупным планом «Человеческую комедию»: книги Стефана Цвейга - «Бальзак» и Андре Моруа - «Прометей, или Жизнь Бальзака».

Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 г. в городе Туре. Его отец, Бернар-Франсуа Бальса, происхождением изimg_item_436 крестьян, обладающий неуёмной энергией, честолюбием и природным умом, с виртуозным мастерством выстроил головокружительную карьеру, и захотел  видеть своего сына юристом. Вот почему, переехав в Париж, он устроил в 1814 г. Оноре в Школу прав, а тот ухитрялся посещать еще и лекции по литературе в Сорбонне. Отцовские гены здесь явно сработали почище, чем желания и надежды папаши. Дело в том, что Бальса-старший, к тому времени сменивший  простонародную фамилию на благозвучную – Бальзак, военный чиновник «по интендантскому ведомству» и друг префекта города, был автором множества брошюр. Темами были самые разнообразные проблемы – от способов борьбы с бешеными собаками и архитектурного переустройства городов до морализированных рассуждений о постыдном распутстве неких юных девиц.

Тех из читателей, кому интересно знать о детских и юношеских годах Оноре де Бальзака, отсылаем к уникальному изданию в популярной книжной серии «ЖЗЛ» - книге известного французского журналиста и издателя, неутомимого деятеля «Франс-Кюльтюр», создателя многочисленных литературных радиопередач - Пьера Сиприо, увидавшей свет в 2003 г.

Кстати, его «Бальзак без маски», по признанию критиков и литературоведов, - совершенно оригинальное произведение, весьма отличительное и по существу, и по стилю от трудов предшественников.

Об отце Оноре мы упомянули не случайно. И это вполне оправдано! На примере карьеры Бернара-Франсуа Бальзака мы видим, как во Франции XIX в. складывалась и пришла к господству буржуазия. Та самая буржуазия, чьи представители, разных слоев - стали главными персонажами романов великого писателя, и с которой у него сложились неоднозначные отношения. Отец Оноре умело находит покровителей и ловко приспосабливается к каждой смене режима: начинается революция и он, вчерашний королевский слуга - ярый революционер; появился Наполеон – он преданный бонапартист; пришла Реставрация – он уже роялист! Вне зависимости от режима, он всегда умеет пристроиться к «тепленькому местечку», связанному с администрацией и всевозможными поставками. Лишь обстоятельства и возраст прерывают карьеру Бернара-Франсуа, но его ловкое восхождение – превосходная почва для творений будущего писателя, его гениального сына!

Следует сказать, что в семье Бальзаков все питали слабость к сочинительству, потому и к решению старшего сына зарабатывать деньги литературным трудом отнеслись спокойно, если не с большими надеждами. И, тем не менее, подчеркнем, что, не знавший особой родительской любви, покалеченный школой - молодой Бальзак, в мучительной борьбе с внешним давлением, сам сформировал себя и, вопреки стараниям родителей, пробился к тому, что властно его влекло – к художественной литературе.

Первый литературный опыт Оноре относится к 1820 г., когда была написана стихотворная трагедия «Кромвель». Впрочем, ни она, ни ряд развлекательных романов, вышедших из-под его пера, не принесли автору ни почета, ни заработка, поскольку оказались слабыми, и от них он позже отрекся. Почти десять лет молодой Оноре пытался, как неутомимый рудокоп, нащупать золотоносную жилу. Первые неудачные опыты отнюдь не поколебали его стремления идти по избранному пути. Он трудился, как каторжный, и эта его черта и расположенность к трудолюбию - наконец-то были вознаграждены! Настоящую славу и известность ему принесли очерки, «социологические портреты», публикуемые в газетах под его настоящей фамилией и увидавший свет в 1829 г.
исторический роман «Шуаны».

Писатель вдохновился грандиозным замыслом создания в целой серии романов полноты жизни общества. Вышедшая вслед за этим «Физиология брака» - серия зарисовок из частной жизни – сделала его известным, а
«Шагреневая кожа» - заставила читающую публику заговорить о нем, как о ярком писателе и, наконец, принесла вожделенную и непоколебимую славу мастера слова!

Но слава не принесла успокоения метущейся душе. Бальзак рвался к непостижимому, ставя перед собой сверхзадачи. По сути, плебей - он хотел стать аристократом; труженик - мечтал о сокровищах Монте-Кристо; совершенно беспомощный в практической жизни, он - лез в дельцы; внешне непривлекательный и нескладный - он грезил о страстной любви...

Замечательная современница писателя, Жорж Санд свидетельствует в воспоминаниях, что молодой Бальзак – это «дитя и властелин». Она записала, что он - «искренний до стыдливости, в бахвальстве доходящий до вранья, верящий в себя и доверчивый к другим, очень экспансивный, очень добрый и крайне безрассудный… циничный в целомудрии, пьянеющий от воды… трезвый и романтичный в равном избытке, доверчивый и скептический, полный противоречий и тайны… еще молодой, но уже необъяснимый…»

Мало можно найти писателей, которые были бы столь строги к написанному ими же, как Бальзак. Он без конца2 правил, добавлял, изменял, и снова правил, правил… Его ненавидели типографы за то, что он не только в гранки вносил правки, но и верстка его романов подвергалась значительным исправлениям. Если первые романы еще грешили сентиментальностью, то начиная с 1829 г. он отрывается от большинства писателей-современников, обретя черты того Бальзака, который обеспечил себе бессмертие. Показателен в этом отношении характерный диалог, когда писателя спросили: «Ваши «Шуаны» - исторический, забавный или мистический роман?» - Бальзак, не задумываясь, ответил: «Это правдивый роман».

Не случайно, современные исследователи жизни и творчества Бальзака, отмечают наличие у него трех компонентов: наблюдательность, фантазия и упорный труд. Все, что он видел, улавливал, подмечал, чувствовал, все, что большинству других было недоступно, это и было составляющей частью его труда. Почти во всех произведениях фигурирует он сам, его близкие, те, кто его окружал, с кем сталкивался в повседневной жизни. Однако это совершенно не означало, что эти персонажи были прямо перенесены автором  из  реальной жизни на страницы романов – то было бы банально! Писатель обладал неукротимой фантазией, и она преображала увиденное и деформировала до такой степени, что превращалась в сплав реального, емкого и впечатляющего.

«Еще в детстве я решил стать великим человеком и, ударяя себя по лбу, говорил, как Андре Шенье: «Здесь кое-что есть!» («Шагреневая кожа»).

Политическая жизнь Франции XIX в. послужила фоном, на котором происходит действие романов Бальзака, но не их сюжетом. Глубинные социально-исторические процессы эпохи Бальзак показал через описание нравов буржуазного общества, через призму частной жизни людей, семейные драмы, браки-сделки, грызню за наследство, грязные деловые интриги и преступления биржевиков, разорение честных коммерсантов, трагическую судьбу таланта, ожесточенную схватку алчности и честолюбий, поругание любви и человечности. Писатель видел задачу своей жизни в том, чтобы создать правдивую художественную историю своей современности. Еще в начале 1830-х гг. Бальзак сделал запись:

«Мое произведение должно вобрать в себя все типы людей, все общественные положения, оно должно воплотить социальные сдвиги так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской или женский, ни один образ, ни одна профессия, ни чьи-либо взгляды, ни одна французская провинция, ни что бы то ни было из детства, старости, зрелого возраста, из политики, права или военных дел не оказалось забытым».

Замыслив монументальную эпопею в 143 романа, своеобразный памятник истории нравов своего века, Бальзаку удалось воплотить в жизнь свою идею, завершив 97 романов и повестей цикла под общим названием «Человеческая комедия». Это поистине литературные шедевры:  «Гобсек», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Кузен Понс», «Утраченные иллюзии», «Блеск и нищета куртизанок», «Крестьяне»… К этому неполному перечню надо присовокупить и сто блистательных «Озорных рассказов» в декамероновой манере, и бесконечное число статей, эссе и других работ.

Тогдашние критики смотрели на созданные из этого плана тексты, как на ничем не связанные между собой опусы легковесного «шутника». Эти высказывания больно задевали писателя, тем более, он испытывал потребность создать грандиозную и целостную эпопею, не случайно говоря: «Недостаточно быть просто человеком, надо быть системой».

Но Бальзак был не только живописцем современного ему общества, но и глубоким аналитиком и моралистом. В огромной художественной эпопее ощущается ясная авторская позиция, где он не только выступает как страстно интересующийся и увлеченно изображающий свое время, но и суровый обличитель его пороков. Острое чувство современности и проницательности большого художника позволили писателю истолковать, как социальную болезнь - ту погоню за наживой, ту всеобщую власть денег, которые он назвал «социальным двигателем». Могучая сила воображения, невероятная работоспособность, многолетний целеустремленный творческий труд позволили Бальзаку выполнить взятую на себя миссию, создать неповторимую по полноте охвата жизни, художественной выразительности и глубине понимания социальных отношений панораму нравов XIX в.

Остается загадкой, как сумел Бальзак - под непрестанным  градом житейских невзгод, под бременем растущих денежных долгов, личных неурядиц, в атмосфере обидного недопонимания со стороны значительной части критики и читающей публики, а нередко враждебности и клеветы - возвести столь колоссальное здание «Человеческой комедии»?

Все мемуаристы, отмечая высокую работоспособность Бальзака, упоминают о том, что он работал ночами, стоя босиком на каменном полу, «дабы не клонило ко сну». Взбадривал себя, выпивая  чашечку кофе, а таких порций подсчитали аж 50 тысяч! И причина его смерти, дескать, в этих чашках кофе...

Да, жизнь Бальзака не богата внешними событиями, она сводилась, главным образом, к титаническому писательскому труду. Самое значительное в жизни писателя происходило за закрытой дверью его рабочего кабинета, во внутреннем мире, куда он редко кого допускал.

Это был, по словам его сестры, «добряк и весельчак с сильной наклонностью к роскоши, с пылкой жаждой славы, который упрямо накладывал на себя роль расчетливого человека, чтобы достичь славы и богатства; славы он действительно достиг, но богатства люди, подобные ему, не достигают никогда».

В реальной жизни Бальзак не раз оказывался во власти собственных предрассудков. Известна тяга писателя к аристократическим салонам, о его благонамеренно - монархических высказываниях, о его отрицательном отношении к революции 1848 г. и буржуазной Республике.

Огромную, часто определяющую роль в жизни и творчестве Бальзака сыграли женщины и любовь. Великий романист признавался: «Я таю в себе культ женщины и жажду любви».

Самая сильная страсть, какую испытывал Бальзак к женщине, это была история любви к Эвелине Ганской. (Хотелось бы отослать читателя к роману украинского писателя Натана Рыбака - «Ошибка Оноре Бальзака»).  «Роман» Бальзака с «иностранкой» - плод его же собственной фантазии и устремленности стать богачом и «попасть» в аристократы. А такая женщина, как Ева Ганская - могла бы дать писателю и полную обеспеченность, и покой, и блестящее положение в обществе! Но… «Ева не испытывала к Бальзаку любви в привычном смысле слова, - замечает современный исследователь П. Сиприо. – Похоже, она собиралась расстаться с ним». Однако из далекой Верховни  о нём не забывали и пристально следили за его «нравственностью». Ева ревновала и заставляла Бальзака оправдываться.

В июле 1843 г., по приглашению Ганской, Бальзак приехал в Россию. Он прибыл в Петербург 29 июля на пароходе «Девоншир» и поселился на Большой Миллионной (ныне улица Халтурина), в доме Титова. Официальные круги Петербурга оказали ему холодный прием, и виной  тому стала книга другого француза, маркиза де Кюстина - «Россия в 1839 году», вышедшая незадолго до приезда Бальзака и вызвавшая недовольство царского двора. Встретившись с возлюбленной после восьми лет разлуки, Бальзак очутился в кругу польской знати, презрительно отзывающейся о русской культуре. Этим можно объяснить факт, что за время пребывания в Петербурге, а это около двух месяцев, Бальзак ни разу не встретился с русскими писателями. Ну, а те люди, с кем он встречался в петербургских салонах, были настолько далеки от постижения истинной сущности и значения личности французского гостя и романиста, что не оставили никакого следа о своих впечатлениях.

Осенью 1848 г., убегая от новой, противной ему революции, Бальзак поехал в Верховню, чтобы увидеть свою любимую женщину. Здесь он пробыл аж 19 месяцев, но болезнь окончательно свалила его, и уже ни о какой литературной работе речи не могло быть. Ева сделала новый кульбит в их отношениях: она согласилась стать «госпожой де Бальзак» и жить в Париже. Свадьба сыграна и «молодые» едут в Париж, один - для того чтобы умереть на 51 году жизни, а другая - Ева - прожила еще 32 года после смерти писателя, пережив Вторую империю, франко-прусскую войну и Парижскую коммуну.

Так, Оноре де Бальзак стал одним из самых ярких героев своей «Человеческой комедии» - куда более ярким, чем Люсьен Рюбампре или Рафаэль Валентен! «Шагреневая кожа», все уменьшаясь, сморщилась до предела и, едва после всех танталовых мук Бальзак получил-таки вожделенное, обратилась в прах…

Теснейшую связь и переплетенность жизни Бальзака и жизни героев его произведений хорошо подметил Шарль Бодлер, подаривший потомкам не одно проницательное суждение об авторе «Человеческой комедии»: «Вы, о Оноре Бальзак, Вы - самый героический и самый удивительный, самый романтический и самый поэтический из всех персонажей, которых Вы родили на свет!»

Андрей Березин